Новости Одессы и Одесской области

Кто отстоял место для рекламы сигарет

При новом президенте развернулись бои за последние бастионы табачного бизнеса, который Мировой банк считает одной из ключевых причин высокой смертности украинцев. Под давлением вице-премьера Бориса Колесникова правительство на полгода затянуло решение о страшных рисунках, которые должны появиться на каждой сигаретной пачке. А в парламенте два года оттягивали закон о полном запрете рекламы сигарет. Хотя по оценке того же банка, такой запрет может на 7% уменьшить 11-миллионную армию украинских курильщиков.
Две трети Рады — против табака
Закон о полном запрете рекламы табака активно продвигал член Партии регионов Юрий Мирошниченко — представитель президента в Раде. А в самой Раде против Закона боролись другие регионалы — Анатолий Кинах и Артем Синица. Они настойчиво предлагали оставить табачным производителям право на акции. Вслед за ними «нашеукраинка» Ксения Ляпина с бютовкой Еленой Кондратюк воевали за право газет и журналов открывать рубрики для рекламы курения.
Ареной двухлетней битвы за рекламу стал Парламентский комитет по вопросам медиа. На протяжении последнего года на сторону табачников перешло большинство его членов — бютовцы Николай Баграев, Елена Кондратюк, Александр Абдуллин, регионалы Елена Бондаренко, Владимир Ландик, Орест Муц, Алексей Федун и самооборонец Юрий Стець. Только председатель комитета Андрей Шевченко и его коллега из БЮТ Виктор Уколов вместе с коммунистом Александром Голубом стояли за полный запрет.
Пришла осень и рядом с афганцами у огороженного новым забором парламента выстроились активисты общественной коалиции «За свободную от табачного дыма Украину». И Рада проголосовала! Закон о запрете рекламы сигарет поддержали две трети парламента. Полностью — коммунисты, Народная партия и группа «Реформы ради будущего». Более половины голосов дала «Наша Украина-Народная самооборона». Во фракциях Партии регионов и Блока Тимошенко за запреты проголосовало меньшинство (вот Вам и политическое противостояние), но и этого хватило. Мяч теперь в ногах Виктора Януковича. Если он подпишет закон, табачные компании лишатся многих возможностей привлекать клиентов.
Что потеряли продавцы сигарет?
1) Рекламу во всех печатных СМИ. Им больше нельзя рекламироваться даже в так называемых «специализированных изданиях».
2) Право проводить акции рекламного характера. Им оставили право на выставки при условии, что туда будут допускаться только работники предприятий, имеющие лицензию на оптовую торговлю или производство табачных изделий. Почему это важно? Потому что такая норма перекрывает путь скрытой рекламе в аэропортах, магазинах и других местах, где ранее такие акции проводились под вывеской «специальных выставочных мероприятий».
3) Рекламу в Интернете кроме сайтов, рассчитанных на совершеннолетнюю аудиторию. Как это будет определяться — покажет только практика. Сторонники запрета верят, что реклама теперь возможна только на порносайтах.
4) Табачникам запретили лотереи, игры, конкурсы и другие развлекательные мероприятия, где для участия нужно было купить сигареты.
5) Им запретили обменивать свой товар на что угодно.
6) Новый закон запрещает использовать в рекламе сигареты или даже процесс курения. Так что теперь блондинка в ролике «Атма» — препарата, обещающего курильщикам избавить от последствий курения, — уже не должна держать в руках сигарету.
7) Если производитель сигарет хочет дать деньги на дискотеку, детский спортивный турнир или спортплощадку — пусть дает. Но назваться он уже не вправе.
8) Табачным компаниям также запретили давать деньги государству, даже на борьбу с вредными привычками.
Что оставили сигаретам?
— Рядом с нашей школой просто оккупация. Что тут скажешь — сразу три киоска и повсюду мигают и крутятся «сигаретные» картинки, — преподавательница географии в одной из киевских школ Светлана Викторовна — одна из тех, кто подписался под обращением к депутатам, чтобы запретить рекламу сигарет в местах продажи.
Ее не услышали. Это важнейший из бастионов — табачный бизнес его удержал. Почему? 80% покупателей принимают решение о том, что покупать, уже в самом магазине. Поэтому оставить себе рекламу на месте продажи — задача номер один.
Соратница регионала Мирошниченко по активной борьбе за ограничения для табачного бизнеса Леся Оробец из «Фронта перемен» пыталась убедить депутатов.
— Вы видели, во что превратились кассы в супермаркетах? Говорит она. — Это абсолютно законная сейчас реклама, и мы ее оставим, если мы не примем эту поправку. Коллеги, огромная просьба поддержать.
Но депутаты все же сохранили табачному бизнесу видеомониторы с яркими картинками, огромные плакаты и наклейки в любых местах продаж: от гигантских супермаркетов до маленьких киосков.
— Я вам так скажу, если бы норму по рекламе на месте продажи не убрали — закон бы провалили. Это некий компромисс — чтобы и людям как бы лучше, но и табачное лобби не обидеть, — в неофициальном разговоре пояснил «Свідомо» один из депутатов.
Так поступили и коммунисты, и литвиновцы, и группы «Реформы ради будущего», единогласно  поддержавшие другие запреты. Менее половины голосов за запрет рекламы в местах продажи отдала «Наша Украина-Народная самооборона», менее четверти — блок Тимошенко. И только два из 193 депутатов Партии регионов — сам автор закона Юрий Мирошниченко и Геннадий Самофалов.
Опытный глаз заметил, как при голосовании этого предложения между депутатскими рядами, раскинув руки, бегал Михаил Чечетов. «Дирижер» регионалов сигнализировал: «Не голосовать!»
«Свідомо» спросило у парламентария об этом:
— Вот вы видели это на экране, а я знаю что творится по ту сторону экрана. Еще раз говорю, за закон проголосовало большинство: голубые, белые, синие — все. Поэтому он принят в той редакции, которая сможет минимизировать количество курильщиков, — утверждает депутат.
— А почему сохранили рекламу на месте продажи?
— Если бы ее не было, то не проголосовали бы за закон.
— А вы лично — «за» или «против» полного запрета рекламы сигарет?
— Конечно, «за»! Мы ведем здоровый образ жизни. В какой еще партии два олимпийских чемпиона? Где еще есть с десяток кандидатов в мастера спорта? Здоровая партия, которая культивирует спорт и подает пример. Мы не курим и не пьем. Только минералку.
Что дальше?
— Для нас это победа, но частичная. Это уже третья попытка запретить рекламу, — подчеркивает член коалиции «За свободную от табачного дыма Украину» Анна Гопко. — Действительно, по чуть-чуть, но дело идет. Правда, теперь мы ждем креативных идей от продавцов сигарет. Все же прекрасно понимают — лазейки остались. Чтобы их убрать, выход только один — рекламу надо запрещать абсолютно всю».
Мария ЗЕМЛЯНСКАЯ, бюро журналистских расследований «Свідомо», для газеты «Одесская жизнь».
Инерцию курения погасить нереально
Так считает преподаватель Одесского национального университета им. И. И. Мечникова Александр Сагайдак. Связаться и проконсультироваться с экспертом можно по телефону (097) 34 -95 -087.
Главные причины курения — это традиции, — считает Александр Сагайдак. — В основном, люди начинают курить в подрастковом возрасте. Почему? Это подражание взрослости и атрибут группового единства. Кроме того, на подростков влияет не столько реклама, сколько фильмы, использующие курение как художественный прием. И сколько бы курение не запрещали, главные герои продолжают «дымить» в кино.
Отмечу, что традиция курить табак началась с XVI века. И эту инерцию погасить запретом на рекламу просто нереально. С психологической точки зрения, курение — это атрибут силы, атрибут сильного и властного мужчины.
Некоторые считают, что курение стиммуллирует интеллектуальные способности и способствует концентрации внимания. Вспомните Шерлока Холмса. Он всегда курил, чтобы собраться и «разложить все по полочкам». Однако, на самом деле всем курящим очень дорого обходится их вредная привычка. Негативные последствия табака всем известны.

Ната Чернецкая

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции